Пн.-Пт. С 8.00 до 20.00 Сб.-Вс. С 10.00 до 18.00

Разработка проекта ПНООЛР

Услуги ЭкологияРазработка проекта ПНООЛР

Что такое ПНООЛР

Аббревиатура «ПНООЛР» расшифровывается как проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Это пакет документации, предоставление которой ложится на плечи организаций, в результате деятельности которой образуются различные виды отходов, подлежащие утилизации. Основанием для разработки проекта выступает Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998.

Отходы классифицируются по ряду признаков. Для каждой группы существуют свои строгие правила утилизации.

Наиболее распространенные виды отходов, формирующихся в процессе деятельности:

  • Твердые бытовые отходы.
  • Крупногабаритные отходы.
  • Офисная техника.
  • Отходы в ходе эксплуатации единиц транспорта и т.д.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению. Условия и способы осуществления данной процедуры должны быть безопасными для окружающей среды.

Если организация новая и только планирует начинать свою деятельность, проект ПНООЛР будет необходимым условием для получения разрешения на ввод в эксплуатацию нового объекта хозяйственной и производственной деятельности.

Основное содержание проекта:

  • Норматив образования отходов – рассчитываемый параметр для отходов каждого типа с выявлением уровня их опасности и относительно состояния экологии на территории их образования.
  • Лимит размещения отходов – максимальный объем отходов одной группы за расчетный отрезок времени.

Кому требуется разработка

Согласно требованиям действующего законодательства Российской Федерации, предоставлять на согласование проект ПНООЛР обязаны субъекты коммерческой деятельности, деятельность которых сопряжена с образованием производственных отходов.

Проект обязателен для:

  • Организаций, имеющих объекты первой категории отрицательного влияния на среду. Цель разработки проекта — получение экологического разрешения или документа об утверждении нормативов образования отходов.
  • Организаций, имеющих объекты второй категории отрицательного влияния на среду. Цель разработки проекта — включение в Декларацию о воздействии на окружающую среду.

Чтобы понять, относится ли предприятие к перечисленным группам, стоит ознакомиться с текстом Государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Документ можно найти в общем доступе.

Уточнения:

  • Если организация имеет филиалы в пределах одного региона, проект может быть отдельным на каждое подразделение. В альтернативном случае допускается разработка общего тома на все подразделения. Сведения о каждом в обязательном порядке должны быть учтены.
  • Если филиалы работают в разных регионах (два и более), отдельный проект требуется на каждый филиал.

Важная информация! До января 2019 года, если организация относилась к субъектам малого и среднего предпринимательства, разработка проекта не являлась для них необходимостью. С момента внесения изменений даже данные организационно-правовые формы могут быть отнесены к первой и второй категориям НВОС. Таким образом, разработка проекта стала обязательным мероприятием вне зависимости от организационно-правовой формы.

Основания для разработки проекта

Проект ПНООЛР обязан разрабатываться в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 8 декабря 2020 г. N 1029 «Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

В процессе разработки документации организация опирается на следующие документы:

  • Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

  • Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

  • Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

  • Приказа Минприроды № 50 от 25.02.2010 г. «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

  • Приказа МПР России № 786 от 02.12. 2002 г. «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов».

  • Методических указаний по разработке и утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещения, утвержденных Приказом Ростехнадзора № 703 от 19.10.2007 г.

Возможные штрафные санкции

Отсутствие согласованной документации ПНООЛР сопряжено с ответственностью, прописанной в соответствующих статьях КоАП РФ. Нарушения, связанные с отсутствием или несоответствием документации входят в перечень нарушений в области экологического законодательства.

Уровень наказания варьируется в зависимости от:

  • Характера нарушения.
  • Организационно-правовой формы организации.

Если был установлен факт несоблюдения требований, связанных с планированием, проектированием и строительством объекта, являющегося источником отходов, уполномоченными органами налагается штраф, размер которого может достигать:

  • 5 тысяч рублей, если речь идет о должностном лице.
  • 100 тысяч рублей в отношении общества с ограниченной ответственностью.

Если был установлен факт несоблюдения требований в части обращения с отходами, уполномоченными органами налагается штраф, размер которого может достигать:

  • 30 тысяч рублей , если речь идет о должностном лице.
  • 250 тысяч рублей в отношении юридического лица. В альтернативном варианте может быть принято решение о приостановлении деятельности на строк до трех месяцев.

Сокрытие или искажение данных касающихся экологии также влечет наложение административных штрафных санкций. Размер суммы штрафа может достигать 20 тысяч рублей в отношении юридического лица.

Если же нарушения привели к тяжким последствиям, существует риск наступления уголовной ответственности.

Срок действия проекта НООЛР

Утвержденный проект ПНООЛР сохраняет свою актуальность на протяжении пяти лет. Согласование документации происходит в территориальном представительстве Росприроднадзора.

Итогом согласования считается выданный уполномоченным органом документ, утверждающий лимиты на размещение отходов. Данный документ подлежит ежегодному продлению вплоть до окончания срока актуальности самого ПНООЛР.

Если же за рассматриваемый пятилетний отрезок в организации происходили изменения, оказывающие влияние на изменение объемов или характера отходов, проект потребуется разработать заново.

За изменения принимаются следующие ситуации:

  • Увеличение производственных мощностей компании.
  • Увеличение численности сотрудников.
  • Добавилось новое оборудование и установки.

Как проводится разработка ПНООЛР

Грамотная разработка ПНООЛР происходит в несколько этапов:

  • Первый этап можно назвать этапом сбора данных. Сюда входят сведения о характере производственной деятельности организации, в отношении которых будет проводиться разработка проекта. В обязательном порядке должна содержаться схема расположения объекта, план застройки, действующий актцальный договор на целевое использование земельного участка, текущая численность сотрудников, список сотрудников, уполномоченных по вопросам охраны окружающей среды, график работы организации, материально-техническая база с перечислением всех ресурсов и регламентом их использования. Все данные, полученные на данном этапе, должны быть сверены с производственным процессом, происходящим на рассматриваемой территории. Первый этап можно назвать ключевым, потому как от полноты и достоверности исходных данных напрямую зависит корректная разработка проекта.
  • Следующим шагом является подсчет общего количества отходов, их классификация и определение точек их локализации и хранения. Необходим выезд на объект. Рассматриваются физико-химические параметры имеющихся либо будущих отходов с определением уровня их опасности. Все отходы должны быть распределены по кодам Федерального классификационного каталога отходов. Каталог систематически обновляется, поэтому должен быть актуальным на момент согласования проекта.
  • Третий этап подразумевает работу с паспортами отходов и исследование информации предыдущего проекта, если такой разрабатывался ранее. При разработке нового пакета технической документации специалисты опираются на предыдущие сведения. На этом же этапе рассчитываются годовые нормативы в отношении отходов и выбросов.
  • Заключительным этапом выступает сведение всей документации и передача проекта в органы Росприроднадзора. Данный этап занимает порядка 30 рабочих дней.

Готовая документация выпускается в двух экземплярах.

В случае согласования предприятие получает документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Также оформляются паспорта (для отходов с первого по четвертый класс опасности).

Документы, необходимые для разработки проекта

Для разработки полноценного проекта на отходы требуется установленный перечень документов и сведений:

  • Общая информация об организации. Достаточно карточки организации и уставных документов.
  • Предыдущий ПНООЛР (при наличии).
  • Подробные сведения о технологии производственного процесса, проходящего с выделением отходов. Причем в проектной документации указываются не только отходы, относящиеся к первым двум классам опасности, а все существующие и планируемые.
  • Список сотрудников, ответственных за раздел экологии с предоставлением документа, подтверждающего соответствующе образование и квалификацию сотрудника. В этом же пункте должны содержаться сведения об учебном процессе в отношении данных сотрудников и документы, подтверждающие проведение в установленные сроки инструктажа по вопросам экологической безопасности.
  • Генеральный план с подробным размещением рассматриваемого объекта и зон застройки исследуемой территории.
  • Договор на целевой характер использования участка (при наличии подобного документа).
  • Данные о сырье. необходимом для обеспечения производственного процесса, а также об используемом оборудовании и установках.
  • Договора с подрядчиками, занимающимися утилизацией отходов. Если предприятие осуществляет эту процедуру самостоятельно, требуется предоставить лицензию, подтверждающую полномочия организации на осуществление подобной деятельности.
  • Если отходы производства хранятся на объекте в течение ограниченного времени, потребуется указать и охарактеризовать локации их хранения.
  • Графики вывоза отходов и журнал с отметками о выполненных мероприятиях.
  • Акты о результатах проверок природоохранной деятельности предприятия.

Это основной перечень документов, который при необходимости может быть дополнен уточняющими данными.